Социологические исследования в Братске
Групповое фокусированное интервью. Фокус-группа.
ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДИКИ: Фокус-группа - современный метод исследования мнения потребителей (избирателей) о товарах, их качестве и упаковке, о способах продаж, методах ведения рекламных (избирательных) кампаний, о действиях кандидатов и их штабов и т.п.
ЦЕЛЬ МЕТОДИКИ: Определить отношение к различным событиям, мотивацию к тем или иным действиям, механизмы создания установок по отношению к происходящему, личностям, товарам и услугам, выявить желания и побуждения потребителей и использовать полученную информацию для совершенствования процесса рекламного и информационного воздействия.
ОСОБЕННОСТИ:
Использование психологического подхода к ведению групповой дискуссии позволяет получать более достоверные ответы на интересующие Заказчика вопросы, которые отражают не только стандартное мышление людей, но и их глубокие психологические переживания. Фокус-группа - качественный метод исследования и в отличие от социологического опроса, изучающего количественные характеристики, менее затратен и более оперативен в проведении.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ: Фокус-группа проходит в специально оборудованном помещении. В течение 2-2,5 часов проводится обсуждение темы по заранее составленному сценарию. Проводит фокус-группу имеющий соответствующую подготовку ведущий (модератор) . В ходе групповой дискуссии внимание участников фокусируется (отсюда и название - фокус-группа) на определенных вопросах и проблемах, изучается реакция участников группы на различные стимулы - общественно-политические события, продукты, услуги, рекламу и т.п. При необходимости участникам демонстрируются фотографии, видеоролики, аудиозаписи, эскизы, рекламные плакаты, журналы, книги и т.д.
СОСТАВ И РАЗМЕР ФОКУС-ГРУППЫ: При подборе участников соблюдаются определенные Заказчиком требования, с соблюдением репрезентативности формируется целевая выборка - мини-модель части населения, соответствующей определенным критериям (например типичные потребители того или иного товара или услуги). Размер фокус-группы - 8-10 человек. Как правило, проводятся 2-3 фокус-группы по одному сценарию с различным составом участников.
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Полученная информация интерпретируется и предоставляется заказчику в виде подробного отчета и рекомендаций, где формулируются предложения по изменению и улучшению отдельных характеристик товара или услуги, способов и особенностей ведения предвыборной и рекламной кампаний; определения возможных схем поведения потенциальных избирателей и потребителей; выявления возможности возникновения позитивных и негативных реакций на какие либо политические или рекламные воздействия. Процесс групповой дискуссии фиксируется на видео- и аудиокассеты, предоставляемые Заказчику.
ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ФОКУС-ГРУПП:
-
предвыборная тематика (политические ожидания, оценка имиджа кандидатов, методов ведения предвыборной кампании и т.п.)
-
отношение населения к различным управленческим решениям и нововведениям
-
привлекательность торговой марки (бренда) для потребителя.
-
оценка факторов стимулирующих (препятствующих) устойчивый спрос на товары и услуги
-
привлекательности рекламной продукции (аудио-видео ролики, полиграфическая продукция, наружная реклама и т.п.)
-
отношение населения к СМИ (отношение к программам, журналистам, рекламной и информационной политике)
-
определение информационных барьеров, препятствующих восприятию рекламной продукции (социальные стереотипы и установки, культурные и субкультурные мифы и предубеждения, особенности восприятия цвета и формы и т.п.)